ИНДЕКС 123007, г. МОСКВА, 1-ый СИЛИКАТНЫЙ ПРОЕЗД, Д.13
(495) 258-8962, 258-8963, 258-8964, 771-3525

НПБ-РАЗ, НПБ-ДВА, НПБ-ТРИ.

Хомяков Б.И.
Генеральный директор
ООО "ХОМБИ"

Выход в свет нового нормативного документа - всегда событие в мире ОПС. Оно заставляет задуматься, что-то переосмыслить. А когда таких событий целых три - это уже подлинная революция.

Борис Иванович Хомяков

Так уж получилось, что в течение полутора месяцев увидели свет три новых нормативных документа:

  • приказ № 60 ГПС МЧС РФ от 31 декабря 2002 г. "О внесении изменений и дополнений в НПБ 88-01, утвержденные приказом ГУ ГПС МВД России от 4 июня 2001 г. № 31",
  • приказ № 315 МЧС России от 18 июня 2003 г. "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03),
  • приказ № 323 МЧС России от 20 июня 2003 г. "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03).

Таким образом, обновились все три основных документа, регламентирующие применение "слаботочных" систем автоматической пожарной защиты здания.

Мягко говоря, восторга знакомство с новыми нормативами не вызвало, зато вопросов возникло много. Конечно, первое впечатление всегда поверхностно. Нормативы требуют детального изучения. Сразу оговорюсь, что ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, а лишь высказываю свое мнение.

Обо всем по порядку

Как Вы, наверное, обратили внимание, приказ № 60 подписан в последний день минувшего года. О его подписании было известно, однако многие долго не могли понять, вступил он в действие или нет. Да, вступил, но с момента опубликования (журнал "Пожарная безопасность", 2003, № 3). Я не буду касаться изменений, относящихся к системам пожаротушения, остановлюсь на наиболее существенных поправках в части пожарной сигнализации.

В новой редакции п.12.13 НПБ одним шлейфом сигнализации с неадресными извещателями допускается контролировать помещения, суммарной площадью не более 300 кв.метров, расположенные не более чем на 2 сообщающихся между собой этажах, а не на нескольких как было ранее.

Значительным изменениям подвергся раздел 13, определяющий взаимосвязь систем пожарной сигнализации с другими системами.

В новой редакции п. 13.1 выглядит следующим образом:

"Аппаратура системы пожарной сигнализации должна формировать команды на управление автоматическими установками пожаротушения или дымоудаления, или оповещения о пожаре, или управления инженерным оборудованием объектов (выделено авт.) при срабатывании не менее двух пожарных извещателей, расстояние между которыми в этом случае должно быть не более половины нормативного, определяемого по таблицам 5-8 соответственно".

П.13.2. теперь звучит так:

"Формирование сигналов управления системами оповещения 1, 2, 3 типа по НПБ 104, а также технологическим, электротехническим и другим оборудованием, блокируемым системой пожарной сигнализации (выделено авт.), допускается осуществлять при срабатывании одного пожарного извещателя. При этом рекомендуется применять оборудование, реализующее функции, повышающие достоверность обнаружения пожара (например, перезапрос состояния пожарных извещателей)".

Для полноты картины приведем действующий п.12.17:

"В защищаемом помещении (зоне) допускается устанавливать один пожарный извещатель, если одновременно выполняются следующие условия:
...
г) по сигналу с пожарного извещателя не формируется сигнал на запуск аппаратуры управления, производящей включение автоматических установок пожаротушения, или дымоудаления, или систем оповещения о пожаре 5-го типа по НПБ 104."

Можно ли понять из этих пунктов, когда допускается устанавливать один пожарный извещатель в помещении? Лично я не понял. В старой редакции это было более определенно.

Мало того, если сравнить п. 13.2. и 12.17, то мы увидим, что "потерялся" 4 тип систем оповещения, для которого по п.12.17 можно устанавливать один извещатель, а по п.13.2. - нельзя.

Особый комментарий к концовке п.13.1. Если внимательно прочитать то, что там написано, это значит, что управление системами автоматики должно осуществляться только при срабатывании двух рядом стоящих извещателей. В старой редакции об этом сказано более четко (п.13.3.) - "дублирующие пожарные извещатели должны быть установлены на расстоянии не более половины от нормативного..."

Новую редакцию п.13.3. вынужден привести целиком.

"13.3. Для формирования команды управления по п.13.1. в защищаемом помещении или зоне должно быть не менее:

  • трех пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов или в адресные шлейфы, или в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов;
  • четырех пожарных извещателей при включении их в два шлейфа однопороговых приборов по два извещателя в каждый шлейф.

Примечание. Однопороговый прибор - прибор, который выдает сигнал "Пожар" при срабатывании одного пожарного извещателя в шлейфе.

Двухпороговый прибор - прибор, который выдает сигнал "Пожар 1" при срабатывании одного пожарного извещателя и сигнал "Пожар 2" при срабатывании второго пожарного извещателя в том же шлейфе".

К недостаткам НПБ я бы отнес большое количество ссылок типа: "в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке". Я понимаю, что большинство этих ссылок рассчитано на перспективу, но работать с таким документом неудобно.

Смысл этого пункта видится следующим: у нас плохие пожарные извещатели, поэтому поставим их много, глядишь, какие-то сработают. Я думаю, что это неправильно. Нормативы должны не сдерживать, а способствовать прогрессу, формировать рынок. Во всем НПБ 88-01 ни разу не встречается такое понятие, как адресно-аналоговый извещатель. А ведь мы знаем, что адресно-аналоговые системы - это системы раннего обнаружения пожара, что адресно-аналоговые извещатели отличаются от адресных как небо от земли. Мы неоднократно писали на страницах нашего журнала, что выпуск адресно-аналоговых извещателей в Европе уверенно перевалил за 60% от общего объема выпуска пожарных извещателей.

Так, может быть, надо было записать в НПБ: неадресных извещателей - четыре, а адресно-аналоговых - два. Вот это, думаю, было бы верно.

Касаясь НПБ 110-03, отметим, что это уже его третья редакция (до этого был НПБ 110-96 и НПБ 110-99). Следует обратить внимание на новшество в п. 1 раздела ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, в соответствии с которым ряд категорий объектов, не относящихся к государственному и муниципальному имуществу, допускается не оборудовать автоматическими установками пожаротушения при условии обеспечения безопасности людей, устранения угрозы пожара и его опасных факторов для других лиц, а также применения современной системы сигнализации. Пожалуй, это дань рыночным отношениям. Хозяин сам должен заботиться о безопасности своего имущества.

Особый вопрос о защите пространства за подвесными потолками

Он всегда вызывает бурную реакцию у монтажных и проектных организаций. Но если раньше мы считали количество проложенных проводов, то теперь, в соответствии с п. 11 раздела II - объем горючей массы. Вообще-то нас еще в школе учили, что объем твердых тел измеряется в кубических единицах, а в литрах - объем жидкости или газа. Я, конечно, понимаю, что пол-литра - это национальная российская валюта, но чтобы провода в литрах мерить! Однако ничего не поделаешь. Как сказано в чудесном старом фильме, закон - есть закон. Будем мерить в литрах по методике, утвержденной в установленном порядке.

К НПБ 104-03 у меня особое отношение. Дело в том, что еще в 2000 году мне направлялся на отзыв проект НПБ 104-2000. Он шел параллельно по срокам с НПБ 88-01 и даже был согласован в Госстрое. Однако затем куда-то пропал и вот появился в новом виде.

Начнем с названия. Приказом МЧС России утверждены нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях". Именно так и назывался старый НПБ 104-95. Новый документ называется "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружения" и, как сказано в п. 1.1, устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией. Так что же все-таки утвердили?

В целом таблицы в НПБ особых изменений не претерпели, сильно расширилась текстовая часть. Хорошо, что в НПБ появился раздел "Термины и определения". Дано четкое определение зоны оповещения, определены виды технических средств оповещения.

Есть, конечно, и коллизии. Например: "Полуавтоматическое управление - приведение в действие СОУЭ диспетчером при получении командного импульса от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения". Живо представляешь себе диспетчера, получающего командный импульс.

Есть и вопросы. Так система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) определяется как "комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновения пожара и (или) необходимости и путях эвакуации".

Пункт 3.2. гласит, что "СОУЭ должна проектироваться с целью реализации планов эвакуации".

Конечно, такое стремление похвально, однако, думаю, что на практике возникает масса трудностей. Ведь за организационные мероприятия, в том числе и за планы эвакуации, отвечает и утверждает их администрация объекта. Так что проектным и монтажным организациям теперь придется туго. Добавит трудностей и разделение системы оповещения на зоны (п.п. 3.7 и 3.8) в связи с необходимостью получения дополнительных исходных данных.

Формулировка п. 3.9. "СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания" существенно облегчит резервирование по питанию систем речевого оповещения, мощность которых часто составляет несколько сотен Вт и более. Зато второй абзац этого пункта, похоже, ставит крест на применении для монтажа систем оповещения коробов и гофрошлангов, не поддерживающих горение.

В соответствии с п. 3.13 "Эвакуационные световые указатели включаются одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения". Это практически избавляет нас от необходимости управления этими указателями от аппаратуры оповещения о пожаре.

К недостаткам НПБ я бы отнес большое количество ссылок типа: "в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке". Я понимаю, что большинство этих ссылок рассчитано на перспективу, но работать с таким документом неудобно.

Особое внимание уделим п. 3.14: "звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука, уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями не менее 75 дБА на расстоянии 3м от оповещателя…". Этот пункт делает сейчас практически невозможным проектирование и монтаж систем звукового оповещения. Дело в том, что для всех выпускаемых сегодня оповещателей нормируется уровень звукового давления на расстоянии 1м, а номограммы, диаграммы направленности и данные по уровню звука на расстоянии 3м отсутствуют.

К тому же мы все сейчас дружно должны ринуться приобретать измерительную аппаратуру, потому, что при приемке системы нас вежливо могут попросить: "А покажите, что у Вас уровень звука соответствует требованиям НПБ".

Аналогичные требования для речевых оповещателей (п. 3.19) вызывают еще больше вопросов. Ведь мало того, что отсутствуют необходимые данные, речь человека к тому же имеет переменную интенсивность.

А как быть с речевыми оповещателями, устанавливаемыми в подвесной потолок?

И вообще, раз уж речь идет о таких революционных требованиях, целесообразно было бы ввести эти пункты в действие с некоторой задержкой, скажем с 01.01 2005г. с тем, чтобы к ним успели подготовиться и производители, и монтажные и проектные организации.

То, что рассмотрено в этой статье - далеко не полный перечень вопросов, возникающих в связи с введением в действие новых нормативов. Еще раз скажу, что не претендую на абсолютную истину. Но обмен мнениями с моими коллегами по профессии подтвердил общность или близость сделанных оценок. Нормативы - это правила, по которым мы работаем. И каждое их несовершенство отражается на нас в первую очередь. И очень хочется, чтобы эти правила были понятны и доступны.